Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
Гарнитура:
  • A
  • A
  • A
  • A
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • Вкл.
  • Выкл.
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Без засечек
  • С засечками
  • Брайля
Обычная версия

Пресса

Владимир ДУДИН

Дюймовочка с нашего двора
(статья Владимира ДУДИНА, Выпуск № 094 от 28.05.2012)
Театр «Карамболь» показал на сцене Малого драматического театра премьеру «История Дюймовочки» – мюзикл, который написала художественный руководитель этого театра Ирина Брондз на либретто Николая Голя.

Искусство для детей, как известно, – самое сложное, будь то самый небольшой стишок. Что же говорить о музыкальном театре, тем более о мюзикле, которым можно испортить ребенку вкус основательно и надолго. Ирина Брондз работает с детьми давно и за долгие годы успела хорошо изучить интересы не только маленьких, но и больших зрителей – родителей, которых дети приводят в театр.

«История Дюймовочки», далеко не первый опус этого автора, не оставила сомнений, что к детям Ирина Брондз относится как к будущим взрослым, а во взрослых видит никуда не исчезающих детей. Оттого сюжет хрестоматийной сказки обрел в интерпретации создателей спектакля особую динамику.

Подзаголовок мюзикла – «Зарисовки с натуры». Мама с дочкой в городском парке присела отдохнуть, мама затеяла бесхитростную песенку, что называется, просто так. Вокруг суетились разной степени уклюжести и обаяния посетители парка: позеленее и потолще, постройнее и поувертливее, помоднее и поотвязнее... Пока совсем скоро благодаря богатому воображению дочки-Дюймовочки и ее мамы-Ласточки не заквакали, зашуршали крылышками, запищали, застрекотали и не сплели паутину.

Крот – это, понятное дело, миллионер, забывший про радости жизни и солнца в обмен на подземные ресурсы. У него на службе целый штат гастарбайтеров – землероек. Пауки – представители современной субкультуры, не вылезающие из сети Интернет, жуки – стиляги с коками. Тема эта, точнее, «модель для сборки» стара как мир, когда в людях видят животное начало и слагают об этом басни. До Крылова был Лафонтен, а до него – Эзоп и компания. Вот и дидактика в действии, и принцип от простого к сложному, и даже наглядное пояснение того, что такое зооморфизм – перенос форм и свойств животного мира на человека. А сегодня разговоры о звериных инстинктах в человеке стали весьма актуальны.

Впрочем, у Ирины Брондз и Николая Голя все беззлобно, даже песенка колченогих «гастарбайтеров» в жанре частушек. Все внимание сосредоточено на музыке – на песнях из старых добрых советских музыкальных фильмов-сказок вроде «Приключений Буратино». Сегодня таким кино российские кинопроизводители преступным образом не занимаются, будто дети у нас рождаются какие-то не такие, лишенные элементарных эстетических запросов. При этом композитора «Истории Дюймовочки» ни в коем случае нельзя упрекнуть во вторичности материала. Ирина Брондз на волне пронзительно ностальгического настроения сочинила россыпь потенциальных шлягеров, причем не только детских, но и вполне взрослых. Думается, отнюдь не случайно лауреатам «Золотой маски» Ольге Левиной и Сергею Овсянникову – исполнителям двух главных партий в «Шербурских зонтиках» были доверены партии в романсе зимнего леса. А чтобы показать, на чем должны вырастать хорошие мюзиклы и что надо давать слушать детям.

Мы с дочерью после спектакля занялись сравнительным анализом премьерного мюзикла и музыкального фильма «Дюймовочка» (2007) с песнями на музыку самого Евгения Крылатова. Мюзикл был оценен несравненно выше. Насколько пресными, бледными и апатичными показались мелодии фильма рядом с яркими, тонизирущими, остроумными и разножанровыми интонациями мюзикла. Причем бюджет фильма явно во много раз превосходил скромные финансовые возможности «Истории Дюймовочки».

Но не только музыка Ирины Брондз была хороша. Изобретательностью отличились костюмы Олега Молчанова. Сильной стороной мюзикла оказалась и хореография Владимира Романовского, всегда умеющего найти что-то новое в, казалось бы, давно изъезженном. Чего стоил эпизод полета Дюймовочки на Ласточке в страну эльфов, решенный удивительно простым способом с максимальным эффектом.Но, разумеется, никакой мюзикл не состоялся бы без певцов, каждый из которых оказался здесь на своем месте. Это и мама-Ласточка в превосходном исполнении карамбольской мастерицы Юлии Надервель, которая в кульминации показала немалую оперную силу. Блистательный фокстротный ретродуэт в духе Елены Санаевой и Ролана Быкова показали Светлана Николаева (Мышь) и Дмитрий Стефанов (Крот), отлично поработали пауки – Олег Калабаев и Константин Гайдук. Блистательно спели что-то «джазоблюзоподобное» пестрокрылые жуки-стиляги.

Но главной героиней была, бесспорно, прекрасная девочка Дюймовочка – Маша Тимофеева, которая своим чистым голосом и актерскими способностями задавала высокую профессиональную планку для многоопытных артистов.